Корзина
9 отзывов
+79213071742
+7 (921) 769-34-48
+7 (921) 769-34-48
Отдел продаж техники
+7 (921) 182-48-28
Отдел продаж запчастей
+7 (921) 776-55-82
Сервисная служба
+7 (812) 389-45-45
ОФИС
ГК Техсервис - крупнейший поставщик дорожно-строительной техники

Итоги рынка тяжелых грузовиков за 2012 г.

Итоги рынка тяжелых грузовиков за 2012 г.
Российский рынок крупнотоннажных грузовиков демонстрирует медленный, но уверенный подъем. По итогам прошлого года рынок новых крупнотоннажных грузовиков (на основе данных регистрации в ГИБДД) составил 101,9 тысячи единиц - на 17,4%

04.03.13

"При этом в 2012 году был установлен новый рекорд продаж за последние пять лет, - сообщил "РГ" Азат Тимерханов, ведущий аналитик агентства "Автостат". - Предыдущий максимальный результат был достигнут в 2008 году (88,6 тыс. шт.).

А вот в Европе дела обстоят намного хуже, рынок грузовых автомобилей пошел на убыль. "В Европе продажи грузовых автомобилей, наоборот, сильно сократились. В сегменте средних грузовиков спад составил 13,3%, продажи тяжелых грузовиков упали на 9,4%, - пояснил Александр Михайлов, вице-президент по развитию бизнеса Europlan. - На этом фоне прирост продаж грузовых автомобилей в обоих сегментах в России внушает оптимизм". По данным Euroрlan, продажи средних и тяжелых грузовых автомобилей на российском рынке за 2012 год суммарно выросли на 13,4%, при этом продажи средних грузовиков выросли на 3,6%, а грузовиков полной массой свыше 16 тонн - на 17,4%.

Рост рынка в прошлом году был неравномерным. Летом резко подскочил импорт грузовиков, поскольку европейские и китайские автоконцерны старались продать побольше машин до введения утилизационного сбора. Рост импорта привел к некоторому снижению на рынке доли российских грузовиков. А после введения утилизационного сбора объемы импорта снизились и темпы роста продаж замедлились. Выиграли производители, имеющие сборочные предприятия на территории РФ.

В этом году, как считает генеральный директор компании "МБ Тракс Восток" Борис Биллих, спрос на тяжелые грузовики будет стабильным и рост рынка повторит уровень прошлого года. "В долгосрочной перспективе рынок грузового транспорта в России привязан к состоянию экономики, и его развитие зависит от того, как будет развиваться экономика России, - пояснил эксперт. - Мы смотрим на это развитие с оптимизмом и считаем, что перспектива вполне благоприятная, но одновременно видим, что конкуренция в сегменте грузовиков растет".

Ну а расстановка сил на рынке изменилась несильно. Несмотря на то что иностранные производители наращивают свою долю на российском рынке, КАМАЗ им обогнать не удается. "Автомобили этой марки занимают долю свыше 30%, что эквивалентно 31,5 тысячи единиц (продажи выросли на 1,7%), - говорит Азат Тимерханов. - На втором месте, с серьезным отставанием, находится белорусский производитель крупнотоннажной техники - Минский автозавод. Его продукция разошлась тиражом в 13,4 тысячи автомобилей, что превышает показатель годичной давности на 16,2%. Далее с идентичными показателями (по 8 тысяч машин) следуют немецкий MAN и шведский Volvo, доля каждого из которых составила почти 8%. Если первая марка смогла прибавить за год только 6,5%, то вторая - чуть более четверти. Замыкает же пятерку лидеров китайский бренд Shaanxi (7,4 тыс. шт.), демонстрирующий наибольший рост (+179,6%) в представленном сегменте".

Впрочем, расстановка сил может измениться после слияния МАЗа с КАМАЗом. КАМАЗ в результате сделки может стать монополистом на рынке тяжелых грузовиков не только в России, но и на территории всего Таможенного союза. Но это дело будущего, а пока на российском рынке растет доля импортных тяжеловесов.

"Иностранные производители наращивают свою долю на российском рынке, - согласен Азат Тимерханов. - Такая тенденция, скорее всего, сохранится и в будущем, поскольку ряд компаний имеют собственное производство в РФ, а другие также собираются открыть автозаводы". Но это не значит, что иностранцы "задавят" отечественное грузовое автомобилестроение. Во всяком случае, в компании Scania не видят в этом ничего плохого. "Все большее количество иностранных производителей открывают производства в России, создают совместные предприятия с отечественными производителями, - сообщили "РГ" в компании Scania. - На наш взгляд это хорошая тенденция, ведь в конечном итоге покупатель получит более конкурентоспособный и эффективный автомобиль".

Не думает, что российских автомобилестроителей ждет забвение, и Борис Биллих: "Мы не считаем, что отечественный производитель уйдет с рынка, потому что видим, например, как КАМАЗ улучшает потребительские свойства своих автомобилей, и не считаем, что рост продаж иностранных грузовиков приведет к краху отечественных заводов".

Рынок грузовых автомобилей не смог бы показать такой рост без государственной поддержки, считают эксперты. "Рынок новых грузовиков получил мощную поддержку в виде так называемого утилизационного сбора, введенного 1 сентября 2012 года, который ставит мощный барьер на пути проникновения в Россию подержанной техники, - пояснил Азат Тимерханов. - Также в 2013 - 2014 годах рынок поддержит реализация федеральных проектов. В частности, спрос на грузовики поддержат те регионы, в которых планируется проведение матчей чемпионата мира по футболу. А также в 2013 году увеличится на 10% размер Федерального дорожного фонда. В последующие годы объем фондов будет увеличиваться пропорционально росту доходов от акцизов на автомобильное топливо. Для дорожного строительства потребуется тяжелая грузовая техника".

Также на спросе могут отразиться и другие меры, принимаемые властями. "Из-за запрета въезда тяжелых грузовиков на МКАД, - приводит пример Александр Михайлов, - возможны кратковременные всплески покупок, например, средних грузовиков. В долгосрочной перспективе все будет зависеть от стратегического баланса внутреннего производства грузовых автомобилей и импортируемых машин".

Обновление парков напрямую зависит и от того, как чувствует себя экономика. Традиционно покупка автомобиля крупными компаниями-перевозчиками и строителями сопровождается применением финансовых продуктов, таких как лизинг, а наиболее комфортные условия возможны тогда, когда экономика бурно развивается, а не стагнирует. Если состояние экономики предполагает удобное клиентское финансирование и развитие других отраслей, параллельных с транспортной, то обновление будет идти в штатном режиме и парк иностранных грузовиков будет расти.

По оценкам Александра Михайлова, его объем лизинга вырос по итогам 2012 года на 19% в денежном выражении. "В приобретениях лизингополучателями грузовых автомобилей лидируют те же марки, что и в общих объемах продаж, - замечает эксперт. - В сегменте средних грузовиков это ГАЗ, реализовавший в России 12,4 тысячи машин (+5,1%), Hyundai (6,8 тысячи, -1,2%), КАМАЗ (3,37 тысячи, -15%), Mitsubishi (2 тыс. шт.) и Foton (1,85 тыс. шт.), показавшие выдающиеся темпы роста (88 и 122% соответственно). В сегменте тяжелых грузовиков это КАМАЗ (31,5 тыс., +1,7%), МАЗ (13,7 тыс., +16,2%), MAN (8 тыс. шт., +3,3%) и Volvo (8 тыс. шт., +25,2%)".

Но не все так позитивно на рынке грузовых автомобилей, есть и негативные факторы, влияющие на стратегическую динамику рынка. "Ситуация с недобросовестным ввозом китайских грузовых автомобилей, не соответствующих нормам Евро-3 и 4, требует решения, - считает Александр Михайлов. - И от того, как будет решена эта проблема, будет зависеть развитие рынка и повторение или не повторение сценария 2008 года, когда китайские грузовики, часто невысокого качества, быстро заполонили рынок".

Источник: Российская Газета

Предыдущие статьи